Каждому человеку приятно слышать похвалу, когда его работа выполнена хорошо, когда действительно есть успехи. Чем же ребенок отличается от взрослого? Сегодня же, напротив, многие полагают, что похвала это лишнее, дети из-за нее становятся баловными, дисциплина нарушается, что успехи просто должны быть, и это норма. Современные дети часто страдают от нарциссизма, это подтверждают педагоги и психологи. Означает ли это, что похвалу совсем следует исключить из процесса воспитания?
Доброе слово, похвала вызывают положительные эмоции, которые часто намного эффективнее, чем укоры и наказания. Психологи советуют в вопросе похвалы найти золотую середину. Мера вообще очень важна во всем, а особенно в воспитании. Не следует похвалу превращать в рутину, которая будет не заметна. Если ребенок убрал свои игрушки, застелил постель, помог в каких-то ежедневных делах, нужно показать, что он поступил хорошо, обязательно поблагодарить его за труд.
Но вот чрезмерно восхищаться после любого пустякового дела нельзя, ведь произойдет полное обесценивание хороших поступков, ребенок привыкнет и от каждого взрослого, даже ровесника, будет ожидать такой же реакции. Также не следует обходиться сухими фразами, если ребенок на отлично написал контрольную, получил грамоту за выступление и как-то еще проявил себя. В результате может пропасть его инициатива чего-то добиваться, он станет равнодушным к результату.
Родителям следует помнить, что хвалить необходимо за что-то конкретное. Если ребенок нарисовал хороший рисунок, следует отметить, что он удачно поработал с цветом, выбрал хороший сюжет, если он получил первое место за чтение стихотворения, то можно поздравить его и сказать, что ему удалось выделить выражением очень важные места. Ребенок будет понимать, что его отмечают не общими фразами, а действительно понимают, какая значительная была проделана работа.
Взрослые должны понимать, что похвала не может стоять рядом со сравнением. Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты поступил очень хорошо, но…». Родителям хочется лишний раз замотивировать, улучшить качество работы, но эффект будет обратным. Ребенок почувствует себя недооцененным, будет разочарован и в следующий раз поступит противоположным образом.
При похвале важны невербальные проявления чувств. Говоря, какой ребенок молодец, нужно улыбнуться, обнять его, погладить, поцеловать. Такое проявление эмоций часто важнее любых слов.
С ребенком нужно быть искренним, веди дети, как никто, чувствуют любой подвох. Такой подход к воспитанию поможет создать доверительные отношения, а это гарант того, что даже во взрослой жизни ребенок будет допускать родителей в свою жизнь, советоваться и делиться как успехами, так и неудачами.
Комментарии